Переменные и выражения

Важное значение для рационального использования ресурсов имеют умения правильно использовать выражения и перемменые в структуре программы.

Выражения – это основные конструктивные элементы программ, которые применяются для вычисления некоторых значений.

Выражения состоят из операндов, знаков операций и скобок. Операнды задают данные для вычислений. Операции, в соответствие с приоритетами, определяют необходимые действия. Каждый операнд является, в свою очередь, выражением или одним из его частных случаев, например, константой или переменной.

Рассмотрим составные части выражений.

Переменные

Переменная — это именованная область памяти, в которой хранятся данные определенного типа.

Данные, записанные в переменные, называют значениями (набор битов в памяти интерпретируемый в соответствии с типом). Во время выполнения программы значение переменной можно изменять.

Объявление переменных

Перед использованием любая переменная должна быть объявлена, т.е. получить имя, тип и (необязательно) начальное значение. Общий формат инструкции объявления переменных выглядит следующим образом:

  • тип список_переменных, где
    • элемент тип - это тип данных;
    • элемент список_переменных - список имен переменных, указанного типа.

Примеры объявления переменных:

  • int i, k, x;
  • double d, dBalance;

При объявлении, переменную можно инициализировать, т. е. присвоить ей начальное значение, причем С++ позволяет выполнить динамическую инициализацию с помощью любого выражения, действительного на момент инициализации. Инициализатор можно записывать в двух формах:

  • со знаком равенства: int a = 10, b = 20;
  • в круглых скобках: int c (a+b);

Локальные и глобальные переменные

Переменные, объявленные внутри блока (блок ограничен фигурными скобками) называются локальными. Область ее действия - от точки объявления до конца блока, включая все вложенные блоки. Память, выделяемая для локальных переменных, при выходе из блока освобождается.

Если переменная определена вне любого блока, она называется глобальной. Областью ее действия считается файл, в котором она объявлена, от точки описания до его конца. В отличие от локальных, глобальные переменные хранят свои значения на протяжении всего времени жизни программы. Доступ к глобальной переменной можно получить из любого блока программы.

Пример объявления локальной и глобальной переменной представлен на рис. 1. Поскольку переменную необходимо объявлять до ее использования, то глобальную переменную лучше объявлять в начале программы.

Локальные и глобальные переменные

Константные выражения

В языке С++ предусмотрено использование символических констант, т. е. именованных объектов, которым после инициализации невозможно присвоить другое значение. Константы с информативными именами повышают читабельность программы.

Символические константы базовых типов объявляются так же, как и переменные соответствующих типов, но с указанием модификатора const. Например:

  • const long c = 299792458;
  • const double pi = 3.141593;