Переменные и константы в языке программирования Паскаль
В Паскале, как и в других языках программирования данные делятся на константы и переменные. Для получения текущих значений переменных и констант к ним можно обращаться в программе по именам.
Переменная - это именованная величина определенного типа, способная в процессе работы программы менять свое значение.
Обычно переменная получает текущее значение в результате выполнения оператора присваивания (например, s := 0 – переменной s присваивается значение 0). Это значение будет сохраняться до тех пор, пока этой переменной не будет присвоено новое значение (при этом предыдущее значение теряется безвозвратно!)
Важно: попытка присвоить переменной значение иного типа является ошибкой.
Описание переменных
Все переменные, которые будут использоваться в программе на языке Паскаль, описываются в разделе описаний. Раздел начинается со служебного слова var, после которого могут располагаться описания в следующих формах:
- список имен: тип;
- или
- имя: тип := выражение;
- или
- имя: тип = выражение; // для совместимости с Delphi
- или
- имя := выражение;
В случае, если необходимо описать несколько переменных, то они перечисляются в списке через запятую. Например:
- var
- a1, a2, a3: integer;
- p: real := 5.7;
- str := 'PascalABC.NET';
- k := 1;
В последних двух случаях тип переменной определяется автоматически по типу выражения в правой части. Заметим, что по умолчанию все переменные, описанные в главной программе, обнуляются.
PascalABC.NET позволяет описывать переменные внутри составного оператора begin-end в специальном операторе описания переменной. Такие описания называются внутриблочными. Для внутриблочного описания можно использовать формы приведенные выше. Например:
- begin
- var a1,a2,a3: integer;
- var p: real := 2.5;
- var str := ' ';
- end;
Описание констант
Константы – это элементы данных, значения которых устанавливаются в разделе описаний и не изменяются в процессе выполнения программы
Раздел описания именованных констант в языке программирования Паскаль начинается с ключевого слова const после которого следуют описания в следующих формах:
- имя константы = значение;
- или
- имя константы : тип = значение;
Например:
- const
- MaxLen = 100;
- Pi = 3.14;
- g = 9.8;
- Day = 'Sunday';
Использование именованных констант позволяет улучшить читаемость программы и облегчает внесение в нее изменений.